Согласно данным Минэнерго, 2/3 всего добываемого сжиженного природного газа (СПГ) поставляется на внутренний рынок. Однако доля СПГ в объеме внутренних поставок ничтожно мала – все существующие крупнотоннажные заводы по производству ориентированы и осуществляют отгрузку только на экспорт. Внутреннее потребление обеспечивается только за счет мини-заводов – так называемых комплексов по сжижению, общее количество которых исчисляется единицами по всей стране. На это на транспортном онлайн-форуме «Подвижной состав: производство, эксплуатация, ремонт» обратил внимание директор департамента развития гражданской продукции АО «Концерн «Уралвагонзавод» Андрей Абакумов. Он рассказал о контейнерах-цистернах для СПГ, производимых АО «Уралкриомаш».
А. Абакумов подчеркнул, что главное преимущество СПГ при транспортировке – при сжижении объем газа уменьшается в 600 раз.
Мерами стимулирования спроса и требуемыми мерами господдержки, как он отмечает, может быть включение контейнеров в федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ ст. 24.1 «Утилизационный сбор» (включая емкость для перевозки жидкостей и газов), специально предназначенных и оборудованных для перевозки одним или несколькими видами транспорта. Во-вторых, создание госпрограммы по направлению развития СПГ в части распределенной энергетики на СПГ, развития малотоннажного производства СПГ, развития газификации отдаленных регионов с использованием СПГ.
Также необходимо предусмотреть налоговые льготы для головных исполнителей НИОКР и соисполнителей в течение срока реализации комплексного инвестиционного проекта (включая стадии НИОКР и реализации созданной продукции в период окупаемости инвестиционных вложений) и введение заградительных мероприятий в отношении импорта контейнеров-цистерн (ограничение на ввоз или увеличение таможенной пошлины).
Интересно, что в текущем году завод запланировал производство опытного образца новой модели контейнера-цистерны для СПГ в рамках НИОКР. На 2022–2030 гг. запланировано серийное производство – 48 ед. в год.
Планируемые рынки сбыта контейнеров-цистерн производства АО «Уралкриомаш»: ПАО «Газпром», АО «АК «ЖДЯ», ПАО «Новатэк», АО «СУЭК», ОАО «РЖД», муниципальные образования и частные инвесторы, планирующие использовать СПГ в качестве газомоторного топлива, осуществлять автономное газоснабжение и энергоснабжение.
«Одной из проблем, ограничивающих в России широкое использования СПГ, является отсутствие развитой транспортной инфраструктуры, которая обеспечивала бы доставку СПГ от производства до потребителя. До недавнего времени единственным доступным способом транспортировки являлась перевозка СПГ в автомобильных полуприцепах-цистернах. При всех преимуществах автомобильной перевозки она имеет ряд ограничений. В существующих условиях достойной альтернативой для перевозок СПГ являются контейнеры-цистерны», – комментирует А. Абакумов.
На сегодняшний день российский рынок предложений контейнеров-цистерн для СПГ можно характеризовать как олигополию, добавляет спикер. Основные поставщики на рынке – АО «Уралкриомаш» (Россия), CHART (Чехия), CIMC (Китай). В случае проведения заградительных мероприятий по отношению к западноевропейским и азиатским компаниям возможен переход к монополии российских производств.
Развиваться рынку помогут существующая модель контейнера-цистерны КЦМ-40/0,7 и новая модель контейнера-цистерны КЦ.Т75-40/0,8. Данные модели контейнеров-цистерн используются как тара для приема, выдачи, хранения и транспортировки груза автомобильным, железнодорожным и морским транспортом, обеспечивая при этом полную сохранность продукта. Общая вместимость – 40 кубометров.
В отличие от контейнера-цистерны модели КЦМ-40/0,7 контейнер-цистерна модели КЦ.Т75-40/0,8 кроме сжиженного природного газа и жидкого этилена, может использоваться для жидкого этана. Кроме того, основное преимущество – температурный диапазон эксплуатации: от -60°С до +50°С. Уже начато изготовление сертификационного образца.
Также идет разработка контейнера-цистерны со сроком бездренажного хранения до 90 суток.
Источник: rzd-partner.ru