Железнодорожный транспорт в годы Великой Отечественной войны выполнял важнейшие военно-стратегические функции. Кировская железная дорога, которая проходила по всей Карелии, имела свои особенности.
Уже в первые две недели войны Кировская железная дорога (ныне Октябрьская) проводила на фронт 3 тыс. добровольцев Для борьбы с парашютными десантами и диверсантами было сформировано 8 железнодорожных истребительных батальонов, 17 комсомольско-молодежных взводов по охране дороги и контролю размера деревянных шпал. Многие железнодорожники ушли в партизанские отряды. Перейдя на особый график, Кировская дорога оказывала большую помощь фронту и тылу.
По Кировской железной дороге эвакуировали население Карелии и Мурманской области, всю материально-техническую базу регионов в тыловые части страны. На 1 ноября 1941 года дорога перевезла более 20 тыс. вагонов с людьми, оборудованием различных предприятий, имуществом. За 20 дней с начала войны только из Мурманской области вывезли 115 тыс. женщин и детей.
В первые военные месяцы большая часть Карелии оказалась оккупированной финскими и немецкими войсками. Кировская железная дорога была перерезана врагом на двух участках: Лодейное Поле – Свирь и Петрозаводск – Масельгская. И тем самым была лишена выхода в промышленные центры через Волховстрой – Тихвин. Из-за этого до конца войны все перевозки из Мурманского порта, ставшего океанскими воротами для военных грузов из-за границы, а также снабжение Карельского фронта шли по линии Сорокская – Обозерская и дальше через Вологду и Ярославль.
Заслуги людей, работающих на Кировской железной дороге
Линия протяженностью 357 км была построена по берегу Белого моря в малопроходимых и сложных для нормальной жизни местах и была одним из наиболее коротких выходов из Мурманского порта и с Кольского полуострова в районы центра России, Урала, Сибири и Поволжья. Строительство линии началось в 1940 году, во время войны за 3 месяца она достраивалась и укреплялась, добавлялись новые виды шпал (имеется в виду сорт используемого дерева).
До 1943 года линия модернизировалась. По линии Сорокская – Обозерская за годы войны был пропущен огромный объем воинских грузов из центра страны к местам боев в Заполярье. В обратном направлении перевозились грузы, содержащие военную помощь от союзников, которая поступала через Мурманский порт. Это было новым направлением деятельности Кировской железной дороги в период Великой Отечественной войны. По ленд-лизу переправлялись военные грузы, прибывавшие в Кольский залив на судах северных конвоев. Всего этим путем на фронт были переправлены 4148 танков, 2597 самолетов, 1038 бронемашин. За 1941–1945 гг. северным маршрутом было ввезено примерно 25% всех ленд-лизовских грузов, поступивших в СССР. Во многом благодаря наличию этой железнодорожной линии удалось не допустить захвата противником севера Карелии и Мурманской области. Линию Сорокская – Обозерская называли Дорогой жизни Севера.
За годы войны по Кировской железной дороге на фронт были переброшены сотни тысяч солдат и офицеров, тонны продовольствия, медикаментов и вооружения, союзнические грузы. Все это благодаря самоотверженному труду железнодорожников, которые, перенося все тяготы и лишения, внесли свой бесценный вклад в Победу в Великой Отечественной войне. Всю войну Кировской магистралью руководил Герой Социалистического Труда Павел Николаевич Гарцуев. За обеспечение бесперебойной работы по снабжению фронта всем необходимым, за доблестный труд и инициативу, проявленные при восстановительных работах, более 5 тыс. кировцев награждены орденами и медалями.
Партнерский материал
Источник: rzd-partner.ru